Сложно, но можно: как лишиться водительских прав и получить штраф за LED лампы в фарах


Во исполнение собственной миссии по повышению безопасности дорожного движения и комфорта вождения, бренд iBOX недавно добавил в свой ассортимент автоэлектроники LED лампы для головного света автомобиля. И немедленно получил шквал обращений от пользователей и подписчиков с вопросом “А это вообще законно?”. Что ж, давайте разбираться.

1.jpg


Начать стоит с того, что примерно треть коллектива компании iBOX из числа автолюбителей ездит с заводскими светодиодными фарами. При этом ни один не заметил повышенного внимания сотрудников ГИБДД к свету своих фар.

 
Более того, юридический отдел компании в жизни не допустил бы к продаже незаконные устройства. Он и легальные-то со скрипом допускает, упираясь при малейшем подозрении. Ведь продажа и применение автоэлектроники тесно связаны с законами, ПДД, КоАП и прочими регламентами. Поэтому с законностью у нас строго, а юристы не настолько рисковый народ, чтобы идти на сомнительные авантюры по собственной инициативе.

 
Тем удивительнее нам было узнать, что за светодиодные фары можно не только выхватить штраф в 500 руб., но и лишиться водительских прав на 6-12 месяцев.

 
Заинтригованные, мы разобрались в теме и выяснили, что же такое надо учудить, чтобы нарваться на санкции ГИБДД за светодиоды в головном свете авто.

 
Начнём с самой жуткой страшилки.


2.jpg

Фото:dzen.ru


Как лишиться прав за автомобильные LED лампы

До 2019 года сделать это было довольно просто. Не особо погружаясь в детали, суды лишали водителей прав за любые ксеноновые и LED лампы на основании ч. 3 ст. 12.5 КоАП:

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Дьявол кроется в незначительной детали: союзе “и” в словосочетании “цвет огней и режим работы”. Его трактовали как “или” и лишали прав за любое из перечисленных нарушений.

Однако 25 июня 2019 года постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 (см. п. 6)</a> расставило все точки над этим пресловутым “и”:

При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов — проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям).

Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

3.jpg

Расшифровываем: для лишения прав должны быть одновременно нарушены и режим работы фар, и требования к цвету огней — он должен отличаться от белого, оранжевого или жёлтого, разрешённых в Перечне неисправностей.

Получается, лишению прав за светодиоды в фарах на законных основаниях может быть подвергнут водитель, авто которого празднично мигает гаишникам фарами красного или синего цвета.

Однако при подобных обстоятельствах неудивительно, если этого водителя заодно и на наркотики проверят. Ибо ожидать такого тюнинга от вменяемого человека явно не приходится.

В иных случаях лишение прав за LED-лампы незаконно, что подтверждается решениями Кинельского и Нижегородского судов, вернувших водителям неправомерно отобранные права, руководствуясь упомянутым постановлением Пленума Верховного Суда РФ №20.

Кстати, инспектор о нём тоже знает и это почва для диалога. Начинает грузить — сообщаем ему, что в курсе постановления Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 и он теряет волю к лишению прав.

Однако внимательный читатель, несомненно, заметил, что в приведённых выше делах суд не прекратил преследование и извинился, а переквалифицировал нарушение на ч. 1 ст. 12.5 КоАП и влепил-таки штраф осчастливленным возвращением прав водителям.

А значит, пришла пора перейти к гораздо более мутной по сравнению с лишением прав теме штрафа в 500 рублей.

4.jpg

Фото:autospawn.ru

Как получить штраф за LED лампы в фарах

В этой части всё несколько сложнее и противоречивее. Читаем ч. 1 ст. 12.5 КоАП, которой суд руководствуется, назначая штраф за LED лампы:

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 1.1 — 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Исходим из того, что всё исправно. Значит, вменяют условия в соответствии с Основными положениями, которые, в свою очередь, ссылаются на техрегламент Таможенного союза. Подробно изучить документы можно по ссылкам, а здесь мы приводим краткую выжимку из наиболее важных для нас пунктов с пояснениями.

3.1 Количество, расположение, назначение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям завода-изготовителя из эксплуатационной документации авто.

Ок, устанавливать зелёный прожектор на крышу не будем, хотя и очень хочется.

3.2 Класс источника света должен соответствовать тому же самому. Техрегламент предлагает следующую классификацию:

— класс 0 — лампа накаливания;
— класс H, HR, HC, HRC — галоген;
— класс D, DR, DC, DRC — ксенон;
— класс LED — светодиод;

Казалось бы, всё просто. Однако реальность в данной части расходится с документами. Уже лет 5-7 многие современные импортные авто поступают в РФ с заводскими LED лампами и маркировкой фар H, HR, HC, HCR. Корейские и японские автопроизводители приравнивают галоген и LED в своих моделях. Китайцы нередко вообще никакую маркировку не ставят. А хитрые европейцы официально согласны с маркировкой, но делают всё равно, как им хочется. Например, заводские фары Volkswagen Polo Liftback одной из наших сотрудниц имеют маркировку HCR, а штатные лампы светодиодные. При этом для многих машин по VIN пробиваются одновременно фары как с галогеном, так и с диодами.

Впрочем, несмотря на несовпадение маркировки, сотрудники ГИБДД не против таких фар, ибо они соответствуют требованиям завода-изготовителя в эксплуатационной документации и это, как правило, можно легко доказать.

5.jpg

Важно! Мы категорически против неправильной установки ламп и фар, которые потом слепят встречных водителей. Но факт есть факт — маркировка фар с установленными на заводах светодиодами часто не совпадает с регламентом или вовсе отсутствует по произволу того или иного автопроизводителя.

3.3, 3.4, 3.5 и 3.6 регулировка фар должна соответствовать техрегламенту, автоматическая корректировка угла их наклона, если она предусмотрена изготовителем или правильно оформлена как изменение в конструкции ТС, должна быть исправна, рассеиватели и иные предусмотренные конструкцией оптические элементы также должны работать штатно.

Глупо спорить, неисправная или неверно отрегулированная оптика либо криво светит либо слепит других участников дорожного движения. Правильно отрегулировать фары самостоятельно очень сложно, лучше обратиться на СТО.

Пункт 3.8 ссылается на пункт 3.8.2 приложения N 8 к техническому регламенту: в фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство.

И здесь всё на первый взгляд прозрачно. Только вот в эксплуатационной документации часто вообще не указан тип светового модуля, а просто прописаны мощности используемых источников света. В этом случае LED лампы мощностью в 30Вт с рабочим напряжением 12-16 вольт находятся в пределах установленных норм.

Нарушение любого из приведённых выше пунктов может привести к штрафу в размере 500 рублей.

6.jpg

Почему LED лампы столь популярны, если всё так неоднозначно?

Всё до банальности просто: водители всё чаще встречают на дорогах машины с мощным, чистым и белым головным светом. Наглядно оценить разницу между светом от галогенных и LED ламп можно в видеообзорах ниже.


Желая также модернизировать свои авто, водители узнают, что по сравнению с галогенными предками LED лампы светят вдвое дальше и ярче.

При этом служат они аж в 50 раз дольше, ибо срок жизни галогенной лампы 400-1000 часов, а LED — 25000-50000 часов. Менять их требуется значительно реже. Конкретно наши LED лампы iBOX VEGA ещё и обладают встроенным турбовентилятором, из-за чего не нагреваются до критических температур, сохраняя при этом мощность светового потока.

Сопоставив факты, многие решаются заменить штатные галогенки на светодиоды, не особенно заморачиваясь с законностью данного мероприятия, благо цоколь позволяет.

В результате к водителям со штатным и законным LED светом добавляется множество “колхозников”, бесящих незаконно и неверно установленными ослепляющими фарами. Эта слепая ненависть распространяется на всех пользователей LED ламп, включая законопослушных водителей с заводскими светодиодными фарами. Вынужденное как-то реагировать правительство в очередной раз лихорадочно дополняет и изменяет законы, которые тоже бьют по всем, без разбора на правых и виноватых.

Так и живём…

7.jpg

Фото:cy-pr.com

Подводим итог

Исходя из кучи законов и регламентов, при желании нелегальными можно счесть практически все автомобильные светодиодные лампы, за исключением фар с соответствующей маркировкой (LED).

На практике же сотни тысяч отечественных автовладельцев ездят с штатными светодиодными лампами, на которые сотрудники ГИБДД смотрят сквозь пальцы, ибо они предусмотрены заводом-изготовителем.

Лишение прав за LED лампы, теоретически, возможно, если забить сразу на все правила, регламенты и здравый смысл. Однако, если как следует свернуть гаишнику кровь, он может на законных основаниях выписать штраф даже за заводские LED лампы. Впрочем, если вести себя адекватно, этого, скорее всего, не произойдёт.

Для внесения окончательной ясности предоставим слово автоюристу и автору книги «В очереди за правосудием» Юлии Цветковой:

— Лампочки поменять можно, но только на те, что соответствуют параметрам изготовителя, указанным в эксплуатационной документации. Нельзя использовать сменные источники света, если цоколь, мощность, цветовая температура или переходники для цоколей не соответствуют заводскому оригиналу. Таким образом, поставить на штатные места лампочки более высокой мощности нельзя. А заменить источники света на новые с теми же базовыми параметрами, естественно, можно. И даже купить лампы нужной мощности, но повышенной яркости — такой вариант будет законным. Новые лампы должны отвечать и требованиям п. 3.8.2 приложения N 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств.

Напоминаем ещё раз: согласно техрегламенту Таможенного союза в фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. Если данное требование нарушено, есть риск получить штраф в 500 рублей.

Если вместо типа светового модуля производителем указана мощность используемых источников света, а ваши LED лампы светят в пределах этой мощности и не слепят, докапываться до них будет лишь самый дотошный инспектор, имеющий к вам личную неприязнь.

Настоятельно рекомендуем перед выбором и установкой LED ламп изучить документацию вашего ТС, чтобы не привлекать внимания инспекторов ГИБДД, как это делают некоторые…

Благодарим за внимание, лайки и комментарии. Берегите себя, близких и свой автомобиль!

В новости

НОВИНКА
iBOX VEGA H4
iBOX VEGA H4
НОВИНКА
iBOX VEGA H7
iBOX VEGA H7
НОВИНКА
iBOX VEGA H11
iBOX VEGA H11
НОВИНКА
iBOX VEGA HB4
iBOX VEGA HB4

Популярные товары