Главная функция радар-детектора связана с безопасностью водителя: устройство информирует о разрешенной скорости на определенном участке пути, а также о работающих на дороге комплексах фото- и видеофиксации.Таким образом гаджет помогает оставаться в допустимых рамках ПДД и избегать получения штрафов, одновременно делая движение безопаснее. Как это работает — читайте в статье.
Радар-детектор — это специализированный радиоприёмник. Настроенный на определенные частоты, он улавливает сигналы полицейских радаров и оповещает об этом водителя звуком и визуальным сигналом.
Радар-детекторы относятся к технологиям активной безопасности: они контролируют окружение автомобиля — нацеленные на него радары и камеры ГИБДД. А также помогают водителю в правильном управлении транспортным средством, то есть работают на предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
Фото:БезФормата
Радар-детекторы появились в пику ДПС-радару — прибору, определяющему скорость автомобиля. Если она выше нормативной, водитель, “пойманный” на удочку полицейского радара, получает штраф.
Физику процесса, положенного в основу принципа работы радаров ГИБДД, описал австрийский ученый Кристиан Доплер в далеком 1842 году. Разработанные им устройства позволяли измерять скорость предметов на расстоянии от нескольких метров до сотен и тысяч световых лет.
Все гениальное просто: радар излучает электромагнитную волну, дожидается прихода отраженного сигнала и обрабатывает его, вычленяя необходимую информацию: местоположение объекта, его высоту, дальность, скорость, направление движения.
Радар-детекторы из онлайн-музея www.radardetectormuseum.com. В 50-х знали толк в стильных гаджетах.
А вот термин “радар” придумали ученые ВМС США во время Второй мировой войны, и он — сокращение от “радиообнаружение и определение дальности”.
Вернемся к прибору. Он состоит из приемника (смеситель, усилитель, блок обработки (вычислитель) и отображающее устройство) и передатчика (чаще всего это генератор на диоде Ганна).
Почти все радары ДПС работают на частотах:
10,500-10,550 ГГц. Это Х-диапазон — самый старый тип частот полицейских радаров;
24,050- 24,250 ГГц. К-диапазон появился через десятилетия после того, как был введен диапазон X. Распространенная проблема с диапазоном K — он приводит к большому количеству ложных предупреждений;
33,400-36,000 ГГц (Ка-диапазон — самые последние и лучшие частоты радиолокационного диапазона. Устройства Ка-диапазона сложнее всего обнаружить, но все же современные чувствительные радар-детекторы могут это сделать.
Фото:cis.infox.sg
Относительная новинка — лазерные измерители скорости, или лидары (LIght Distance And Ranging). Они излучают сфокусированный луч инфракрасного диапазона короткими импульсами и измеряют расстояние по разнице времени между переданным и принятым импульсом. Несколько измерений расстояния подряд дают возможность вычислить скорость.
Российские службы дорожной полиции используют как мобильные видеофиксирующие измерители скорости, так и стационарные (встраиваемые) радары. Измерители скорости отличаются друг от друга размерами, формой, рабочими частотами, временем измерения скорости и т.д. Однако все они с каждым годом становятся эффективнее, дальнобойнее и точнее.
Ручной радар с рупорной антенной К-диапазона — музейный экспонат: ручные полицейские радары запрещены в России с 2022 года.
Хорошая “новость”: передатчики полицейских радаров и лидаров могут излучать и короткие, и длинные импульсы в определенной последовательности, однако все они могут быть перехвачены (запеленгованы) радар-детектором.
Взгляды "больших братьев" — примета дорог мегаполисов.
Помимо радаров, радар-детекторы способны определять всевозможные полицейские комплексы фотовидеофиксации и оповещать о разных типах контроля ПДД. С каждым годом полицейских камер становится все больше, а их функционал расширяется. Обозначим самые распространенные:
Камеры автофиксации проезда на красный снимают цифровым фотоаппаратом выезд на запрещающий сигнал светофора и отправляют снимок-“письмо счастья” автовладельцу.
Камеры контроля дорожной полосы (“Автоураган”) вычисляют выезд на автобусную полосу и обочину, превышение скорости, контролируют въезд в пешеходные зоны. Гибрид “Автоураган-МС” монтируется в балку спецсигналов полицейских автомобилей. Он отслеживает практически все виды нарушений ПДД от заезда за стоп-линию до проездов по выделенным полосам, неправильных разворотов, перестроений и стоянки под запрещающими знаками.
Камеры слежения за разметкой и скоростным режимом (“Автодория”) могут также отслеживать разыскиваемые авто.
Камеры слежения за рядностью проезда перекрестков, выделенками, обочиной, нарушителями разметки и водителями, заехавшими на трамвайные пути (“Астра-Лаб”). Допфункционал (пока не очень распространен) — фиксация неработающих фар.
Камеры контроля нарушений скорости и размещения транспорта на проезжей части (“Стрелка-СТ”). Их разновидность — “Стрелка Плюс” — распознает отстегнутый ремень безопасности и разговоры по телефону за рулем во время движения.
Аппаратно-программный комплекс “Судебный пристав” сканирует номера автомобилей в потоке и “пробивает” их по базам данных: если у владельца авто окажутся неоплаченные долги, то камера “сообщит” об этом дежурящему рядом инспектору.
Камеры слежения за соблюдением правил парковки и остановки на тротуарах, пешеходных переходах и под запрещающими знаками (“Стрит-Фалькон”, “Паркрайт” и “Паркнет”).
Камеры контроля скоростного режима (“Кордон”).
Камеры контроля пропуска пешеходов на зебре (“Форсаж”) .
В части камер технологии тоже не стоят на месте: в Краснодаре, Татарстане и Вологодской области применяют беспилотные комплексы фиксации нарушений ПДД. В Самарской области за соблюдением ПДД следит специальный… дирижабль.
Радар-детектор может собрать продвинутый радиолюбитель, обеспечить эффективное пеленгование и фильтрацию помех — только производители-владельцы технологий.
Простейший детекторный приемник состоит из антенны, входного колебательного контура, детектора, усилителя и выходного устройства.
В приемнике прямого усиления принятый сигнал сперва усиливается, затем детектируется. В приемнике прямого преобразования принятый сигнал смешивается с сигналом собственного генератора и выделяется разностная частота. Частота гетеродина выбирается близкой частоте приема, её легче усилить и продетектировать.
Гетеродин — частота сигнала, создаваемая путем объединения или смешивания двух других частот с использованием метода обработки сигналов, называемого гетеродинингом.
Супергетеродинный приемник сначала усиливает принимаемый сигнал высокой частоты, затем преобразует его в сигнал низкой частоты, затем снова еще больше усиливает полученный сигнал уже низкой частоты и только потом его детектирует и подает на обработку выходному устройству.
Супергетеродинные приемники считаются наиболее совершенными, чувствительными и избирательными.
Высокая избирательность помогает отделить сигнал работы радара от сигналов других устройств и от помех, которых в городских условиях очень много: от пантографа трамвая и датчика шлагбаума до системы зажигания рядом мчащегося авто и автоматических раздвижных дверей магазинов.
При этом высокая чувствительность в тех же городских условиях может помешать — увеличивается вероятность ложных срабатываний.
Для определения-пеленгования радаров и комплексов фотовидеофиксации ГИБДД в современных радар-детекторах используется, как правило, целый комплекс технологий. От них зависит эффективность работы и, конечно, цена устройства.
Рупорная антенна в конструкции радар-детектора выглядит убедительно и по-прежнему популярна.
Начнем с антенны. Разработчики и производители современных радар-детекторов применяют антенны двух типов: рупорные и патч (фазированные решетки).
Главное преимущество антенны, выполненной в виде металлического рупора, — дальность работы.
Патч-антенна (микрополосковая, печатная, фазированная решетка) состоит из плоского металлического лепестка, закрепленного на некотором расстоянии параллельно пластине заземления (земли) бОльшего размера. Отличительная особенность от рупорной — ее можно разместить параллельно дисплею.
Конструкция простейшей патч-антенны.
Радар-детекторы с патч-антенной компактнее “рупорников”. При этом современное ПО делает работу рупоров и патчей равноэффективной.
Для увеличения дальности обнаружения радаров и камер добавляются усилители сигналов или даже их каскад. Технологические схемы радар-детекторов оснащают дополнительными линзами, приемниками, модулями. Все это нацелено на эффективную обработку сигналов, возможность детектировать лазерные и радиочастотные радарные комплексы, включая малошумные и «в спину», и корректно информировать водителя о дорожной обстановке.
Важный элемент в обработке всей принятой информации — процессор, на базе которого выполнен радарный модуль. Он обеспечивает обработку сигналов радиоизлучения и лазерного излучения в диапазонах работы полицейских радаров: Стрелка, Х, К и Ка.
В память устройства зашиваются данные о сигналах десятков камер и источников помех. Получив сигнал, прибор “прогоняет” его через свою базу и реагирует только в случае, если находит совпадения. Чем выше производительность процессора, тем оперативнее отклик устройства.
При выборе радар-детектора рекомендуется выбирать устройство с GPS-модулем. Гаджет 2 в 1: детектор и GPS-информер эффективно дополняют друг друга.
Суть работы GPS-приемника — определять координаты авто по сигналам от спутников систем GPS/ГЛОНАСС/BeiDou. В память устройства загружаются базы данных, на которых обозначены координаты камер, радаров и постов ДПС. Гаджет определяет свое местоположение и сопоставляет его с базами данных. Как только автомобиль приближается к полицейской камере, радар-детектор сообщает об этом водителю.
GPS-модуль — управляемое устройство: во-первых, база данных камер должна постоянно обновляться, от этого зависит ее актуальность, точность; во-вторых, возможны разные комфортные настройки: отключение определенных типов камер в базе, оповещение обо всех типах контроля соблюдения ПДД, возможность задать лимит скорости и другие функции.
Радар-детекторы, подключенные к GPS/ГЛОНАСС/BeiDou-навигации, могут обновляться через ПК, карту памяти или в мобильном приложении — для этого в гаджет встроен Wi-Fi-модуль. Но этим сегодня никого не удивишь.
Самые продвинутые устройства оснащены технологией Cloud (рус. облако). Она позволяет автоматически обновлять базу камер, радаров и безрадарных комплексов ГИБДД. Кроме того, что облако принимает сигналы, оно также их передает: автомобиль с подключённым устройством, поддерживающим Cloud, можно удалённо отследить по онлайн-навигаторам, также владельцам будет доступен просмотр маршрутов за определенную дату, время и места стоянок.
Функция “Управление жестами” (Motion Operation) позволит движением руки, не касаясь гаджета, отключить звуковое оповещение до следующей камеры или до следующего жеста.
Интеллект радар-детектора зависит от смарт-технологий. Хороший тон — наличие целого ряда авторежимов, например: автоотключение радарной части в зависимости от выставленного значения скорости; изменение типов оповещения и режимов детектирования в зависимости от текущей скорости автомобиля; выключение звука оповещения радарной части и GPS до достижения установленного значения скорости; приглушение звука и другие.
Более комфортным пользование радаром делают информативный дисплей с возможностью вывода на экран максимально исчерпывающей информации о дороге для водителя. Интересные и современные функции: управление жестами (Motion Operation) для отключения звукового оповещения до следующей камеры или до следующего жеста; дополнительный световой сигнал — светодиоды — для предупреждения о камерах; предупреждение о превышении установленного значения максимальной скорости.
Эффективная работа радар-детектора зависит и от электронной начинки, и от программной части (по-другому — прошивки). Программная часть отвечает за пеленгование и определение типов радаров, наличие и работу дополнительных функций. Одна и та же модель устройства с разными прошивками может значительно отличаться в работе и возможностях.
Ответственные производители регулярно обновляют ПО. Как правило, оно доступно на официальных сайтах и в мобильных приложениях брендов. Рекомендуется отслеживать выход прошивок для гаджета и обновлять его согласно инструкции. Мануалы на обновления публикуются с файлами прошивок. Для обновления, помимо радар-детектора, может понадобиться персональный компьютер, но современные модели перепрошиваются с мобильного телефона.
Ложные срабатывания радар-детектора провоцируют радиосигналы посторонних устройств, работающих в диапазонах полицейских радаров.
Для минимизации ложных сигналов в радар-детекторах применяются программные и аппаратные методы защиты. Аппаратные предполагают установку специализированных фильтров в приемное устройство радар-детектора.
За распознавание сигналов автоматических дверей, шлагбаумов и т.п. и блокировку оповещений о них отвечает регулярно обновляемая библиотека Z-сигнатур. Фильтр X Signature дает возможность настроить оповещения по силе принимаемого сигнала.
Программные методы включают в себя особые алгоритмы, они способны идентифицировать сигнал радара и отсечь его сигнал от помех. Например, благодаря технологии RSF+AntiCas устройство распознает датчики активной системы безопасности автомобилей и блокирует оповещения о них.
Кроме того, в современных радар-детекторах имеется смарт-функционал: автоматическое переключение режимов “Тихий город”, “Город”, “Трасса”, “Турбо” в зависимости от скорости автомобиля. Эта мера также минимизирует количество ложных срабатываний радар-детектора.
Технологии сигнатурного детектирования распознают по типу и названию большинство полицейских радаров. Здесь важно, чтобы сигнатурная фильтрация распространялась на все режимы детектирования, заложенные в радар-детекторе.
Хуже ложных срабатываний может быть только ситуация, когда радар-детектор вообще не видит камер. Ведь тогда он перестает выполнять свою работу. Разберемся в основных причинах и способах их устранения.
Первая причина кроется в настройках гаджета: устройство подключено или настроено некорректно. А значит, пришло время проверить правильность подключения в соответствии с инструкцией или перенастроить устройство в соответствии с инструкцией.
База камер и прошивка устройства устарели, вам повстречалась новая камера, не внесенная в базу. Чтобы избежать этой неприятности, регулярно обновляйте базы камер, следите за новостями о прошивках для своевременного обновления софта.
Технически сложные устройства со временем морально устаревают: выходят более современные камеры с новыми частотами, и нужно время и технические возможности (в том числе и у девайса) для того, чтобы устройство начало их определять.
Вторая причина — в комплексах фото- и видеофиксации. Радарная часть гаджета не сработает в случаях:
перед вами не камера, а муляж;
у камеры сел аккумулятор;
камера установлена только для съемки дорожной обстановки — без фиксации нарушений ПДД;
камера работает без излучения (определяет скорость по видеоряду).
Третья причина кроется в… погоде и ландшафте. На качество детектирования могут влиять дождь и туман, а также преграды рельефа — возвышенности, впадины. Особенности работы K-диапазона — высокая степень атмосферного поглощения и небольшая длина волны, поэтому пеленгуются они на коротких расстояниях и желательно без физических преград.
Интенсивная работа других систем активной безопасности, работающих в К-диапазоне, — причина номер четыре. Системы AAC (активный круиз-контроль – автоматическая система для торможение и разгона автомобиля от 0 км/ч), SideAssist и DMZ (система датчиков для контроля слепых зон автомобиля, обычно встраиваются в боковые зеркала) могут влиять на корректность работы стороннего радар-детектора.
Применение радар-детекторов лежит в плоскости безопасности, поэтому совершенно законно. Предметно это описано в Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 №837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения". Документ дополняет список неисправностей. Eсли гаджет размещен в соответствии с техническим регламентом, то все в рамках закона.
Не крепите радар-детектор в зонах "4", "5" и "9".
Радар-детектор — “пассивный прибор”: он только улавливает сигналы средств фотовидеофиксации. Антирадар — активное устройство, разработанное, чтобы препятствовать (создавать помехи, блокировать работу радарных установок) ГИБДД определять скорость автомобиля. Такой гаджет запрещен в РФ, штраф за его установку — от 1,5 до 3 тыс. рублей.
По видам установки гаджеты делятся на два типа: устанавливаемые на приборной панели или окне, а также устанавливаемые под заказ интегрированные или удаленные радар-детекторы.
Гаджеты, устанавливаемые на на приборной панели или окне с помощью креплений на присосках, более распространены. Очевидный плюс: просто снять и легко перенести в другое транспортное средство.
Устанавливаемые под заказ встроенные в авто радар-детекторы встречаются реже. Если у обычного радар-детектора все детали находятся внутри одного блока (антенна, схема управления, динамики и т. д.), то у нестандартного/удаленного радар-детектора эти части интегрированы в автомобиль: антенна может быть спрятана в переднем и заднем бамперах, а дисплей установлен на центральной консоли автомобиля — такие решения придают установке более эстетичный и оригинальный вид.
Допустим, вы хотите учесть только экономическую составляющую владения гаджетом. Значит, вам будет интересна информация о том, что сейчас на дорогах России работают более 24 тыс. стационарных и свыше 3 тыс. передвижных комплексов фотовидеофиксации.
К 2024 их количество будет только расти и составит 211% от их базового числа на момент старта проекта в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%. Управляющая комплексами нейросеть «Паутина» постоянно учится и распознаёт всё больше нарушений.
По данным ГИБДД в за первые 5 месяцев 2023 года камерами оформлено 73,5 млн штрафов — 91,6% от всех вынесенных за этот период постановлений.
migalhas.com.br
Зачем мне радар-детектор, если в смартфоне есть онлайн-карты с полицейскими камерами? — это самый распространенный вопрос водителей. “Антирадар”-приложения также относятся к активным средствам автобезопасности. Это информационные продукты для предупреждения водителей о соблюдении скоростного режима на проезжаемом участке дороги, поэтому они, несомненно, очень полезны.
Однако смартфон — хотя и многофункциональное устройство, но не радар-детектор, созданный направлено для пеленгования полицейских радаров и камер и оснащенный целым рядом технологий: спецантенной, усилителями сигналов, технологиями сигнатурного детектирования и фильтрации сигналов и пр. Эффективность радар-детектора значительно выше специальных приложений.
Поскольку в смартфонах нет антенны для определения радаров, приложения не видят мобильные полицейские засады, а опираются только на онлайн-карты GPS и базы данных по расположению полицейских средства фотовидеофиксации. При приближении к объекту, отмеченному на карте, приложение информирует водителя звуковым или голосовым оповещением.
Самое главное при скачивании таких программ — знакомиться с отзывами, чтобы выбрать качественный продукт: без пропусков камер, ложных срабатываний, отвлекающей рекламы.
Производители включают наборы крепления в комплект гаджета. Воюя за покупателя, бренды стараются отличиться даже в этом вопросе и предлагают инновационные технологии, например, разработано и широко применяется быстросъемное крепление с активным питанием.
Самое важное — выбрать место для установки, не нарушая закона (см. раздел “Закон и радар-детектор”). В качестве дополнения напоминаем, на что обратить внимание при креплении гаджета:
Место установки детектора должно быть согласовано с длиной кабеля питания. Радар-детектор не должен мешать водителю управлять автомобилем;
Устройство не должно угрожать водителю или пассажирам нанесением травмы в случае резкого торможения;
Устанавливайте радар-детектор строго горизонтально, по направлению движения автомобиля;
Выбирайте место установки, обеспечивающее устройству максимальный обзор проезжей части. Сектор обнаружения радар-детектора не должен ограничиваться посторонними предметами;
Некоторые виды тонировки, а также встроенный электрический обогрев стекла могут блокировать прохождение сигнала.
Фото: dzen.ru.
Выбирайте продукцию известных брендов: такие компании предлагают современные технологии, а также качественный сервис.
Убедитесь, что производитель применяет все передовые технологии детектирования и фильтрации ложных срабатываний:
Максимально широкий рабочий диапазон: режимы Х, К, Ка, Стрелка, Robot.
Дальность обнаружения радаров за 10-20 км.
Наличие разнообразных режимов: “Трасса”, “Город” и др.
GPS-датчик.
Запатентованные технологии фильтрации RSF+AntiCas, сигнатурное детектирование.
Узнайте, как часто производитель предлагает обновлять базу камер и радаров. Регулярное обновление — гарант эффективной работы устройства.
Радар-детектор — гаджет на каждый день, использовать его должно быть комфортно. Выбирайте устройство с широким функционалом.
Обратите внимание на способы крепежа. Если у вас установлено атермальное остекление, лучше рассмотреть радар-детектор с установкой под капот.
Питание тоже важно: самый быстрый способ — от прикуривателя авто. Способ номер два — от бортовой сети автомобиля, для такого подключения может понадобиться помощь электрика.
Добавим лишь одно: исследуйте и применяйте все доступные предложения по активной безопасности. Технологии и информационные сервисы активной безопасности постоянно контролируют работу автомобиля и его окружение. Их задача — предотвратить или смягчить последствия аварии до того, как она произойдет.
Устройства активной безопасности — радар-детекторы, видеорегистраторы, комбо-устройства — открывают огромный потенциал для дальнейшего повышения безопасности дорожного движения: они помогают водителю в правильном управлении транспортным средством.
Simble — это сервис гибкого автострахования.
Можно оформить КАСКО на короткий период в приложении, без поездок в офис.
Выбирайте срок действия страховки самостоятельно:
Simble рассчитывает и показывает размер выплаты еще до оформления страховки.
Simble — это сервис гибкого автострахования.
Можно оформить КАСКО на короткий период в приложении, без поездок в офис.
Выбирайте срок действия страховки самостоятельно:
Simble рассчитывает и показывает размер выплаты еще до оформления страховки.