Как камеры штрафуют водителей за непристёгнутых пассажиров

Введённый в декабре 2020 года штраф водителям за непристёгнутый ремень безопасности уже стал привычным. Но с 21 сентября 2023 года столичные автовладельцы начали получать штрафы с камер и за непристёгнутых пассажиров. Рассказываем, кого, как и на сколько штрафуют.
1.jpg
Почему штрафуют за ремень безопасности

Согласно статистике ГИБДД 70% выживших в ДТП людей обязаны своим счастьем исключительно ремням безопасности. С пристёгнутым ремнём риск гибели водителя при лобовом столкновении снижается в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раз, при опрокидывании — в 5 раз.

Руководствуясь этими данными, ГИБДД Москвы с помощью дорожных камер за первые 7 месяцев 2023 года оформила более 2,5 млн штрафов водителям за непристёгнутые ремни безопасности. Блестящая победа городского бюджета над травмоопасностью водителей в ДТП.

Однако вкусно, но мало. Поэтому пришла, наконец, пора позаботиться о безопасности пассажиров. Разумеется, за счёт водителей.
2.jpg
Зато без штрафов за ремень.


Цена непристёгнутого ремня безопасности

В соответствии с п. 2.1.2 ПДД РФ водитель транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, при движении обязан быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями.

Согласно ст. 12.6 КоАП нарушение данного пункта ПДД грозит штрафом в 1000 руб.

Если ремень должен быть в машине, но его нет или он неисправен, водителю грозит штраф 500 руб. по ст. 12.5 КоАП.

В интервью Autonews член Ассоциации юристов России Арег Оганесян пояснил, что данный штраф распространяется и на водителя и на пассажира. Если непристёгнуты оба, автовладельцу прилетит сразу два «письма счастья» — за себя и за пассажира.

Непристёгнутый пассажир теоретически тоже может быть наказан штрафом в 500 руб. либо письменно предупреждён в соответствии с ч. 1 статьи 12.29 КоАП. Но для этого его должен поймать живой инспектор. Практически все камеры определяют владельца по номеру машины, а вот установить личность пассажира по “морде лица” могут лишь редкие пока модели устройств. И служат такие навороченные камеры не в нейросети ГИБДД «Паутина», а в её старшей сестре «Сфере», принадлежащей МВД.

Особый шарм в том, что количество таких штрафов за день не ограничено. Если за одну поездку нарушение зафиксировали 10 камер, автовладелец 10 штрафов и получит. Соответственно, с непристёгнутым пассажиром — 20 штрафов. Настоящий Клондайк!
3.jpg
И это лишь те, что в почтовый ящик влезли…


Возрадуемся, хоть и не от всей души, что штраф за ремень, как и многие другие, можно оплатить со скидкой 50%, если успеть погасить его в течение 20 дней после оформления.

Впрочем, штраф за непристёгнутый ремень безопасности можно попытаться опротестовать.
4.jpg
Оспариваем штрафы правильно.


Как оспорить штраф за ремень безопасности

Для этого у водителя есть 10 дней с момента получения постановления о нарушении.

Гарантированно опротестовать штраф за ремень можно, если за рулём был не владелец машины, а другой человек, и это можно доказать.

«Пристёгнутый пассажир — бремя ответственности водителя, а не собственника транспортного средства. Это означает: если за рулем был другой водитель, собственник автомобиля сможет оспорить и отменить данные штрафы», — рассуждает автоюрист Оганесян.

Также штраф отменят, если конструкция ТС изначально не предусматривала наличие ремней безопасности, что хоть и редко, но до сих пор встречается на хтонических автореликтах прошлого века.

Наконец, можно попытаться доказать, что ремень был пристёгнут, и камера, а за ней и проверяющий запись сотрудник, просто ошиблись.

«Если по какой-то причине и камера, и инспектор не смогли разглядеть ремень безопасности, то доказать свою правоту сложно, но можно. Надо помнить, что в отношении постановлений, выписанных в автоматическом режиме, не действует презумпция невиновности. Это значит, что бремя предоставления доказательств невиновности ложится на самого водителя. Ему надо собрать все имеющиеся подтверждения и направить их в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) или ГИБДД вместе с заявлением об отмене штрафа», — рассказал зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский, добавив, что в качестве доказательства в данном случае можно использовать запись видеорегистратора с внутрисалонной камерой.

Действительно, камеры ошибаются. Даже их производители нехотя признают, что не всё так гладко в штрафном королевстве, как того хотелось бы бенефициарам проекта.
5.jpg

Фото:БезФормата


За ложный штраф ответишь!


Как камеры штрафуют за ремень

Делают они это так себе, на троечку. Данные с дорожных камер обрабатывает нейросеть, обученная на тысячах снимков пристёгнутых и непристёгнутых водителей. Но в ряде случаев это не помогает.

Например, многие камеры не различают пристёгнутый ремень в дождливую погоду, туман, снегопад. Штрафы получают водители авто, в которых ремень штатно застёгивается справа налево, потому что систему такому не учили. Ремень безопасности может слиться с цветом одежды или скрыться за отворотом растёгнутой куртки.

«Фиксация нарушения будет носить сезонный характер — так, зимой, в темноте и при плохой погоде камеры конечно ремни не распознают. Но в сухую солнечную погоду, при длинном световом дне или на трассах с хорошим освещением комплексы смогут выявлять это нарушение. Сейчас в целом все современные дороги строят так, чтобы там было удобно работать с помощью ИТС», — комментирует массовые косяки камер представитель компании-разработчика «Технологии распознавания» Сергей Кусов.

Эксперт считает, что зимой камеры будут фиксировать больше «пропусков» — снятых на камеру нарушений, для подтверждения которых недостаточно доказательной базы.

«Например, если, условно, при одинаковом количестве проездов комплекс фиксирует по 2,5 тыс. нарушений, то в плохую погоду это будет 500. Но основная цель — донести до водителей, что такие штрафы есть и эффект все равно будет заметен», — оправдывается Кусов.

Более того, для вынесения постановления о штрафе подтверждать показания камер должен живой сотрудник, что, казалось бы, должно снизить процент ошибок.
6.jpg
Редкий кадр: сотрудник ГИБДД готовится к просмотру миллиона записей с дорожных камер.


Однако руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин утверждает, что в данный момент проверять все фиксации невозможно. Далеко не все региональные центры обработки данных «Паутины» (ЦАФАПы) готовы работать с большим потоком информации о нарушениях.

Обрабатывать данные во многих регионах просто некому: быстро отсматривать фиксации — как с превышением скорости — в случае с ремнями просто не выйдет. Именно поэтому далеко не все регионы смогут запустить новый вид фиксации.

«В случае со скоростью ошибки минимальны, и отсмотр таких постановлений идет практически в автоматическом режиме. В случае с распознаванием ремней брака больше — у нас такие камеры, к примеру, стоят в Ульяновске, и в 20% случаях камеры ошибаются, видят ремни там, где их нет, и наоборот. И тут «автоматический» режим оформления невозможен, каждый случай должен изучить инспектор ГИБДД, убедиться, что ремня на пассажире нет. И нагрузка на ЦАФАП огромная, потому что людей мало и отсматривать эти фиксации не все могут себе позволить», — посетовал Ласкин.
7.jpg
Когда о ремне безопасности напоминают не только лишь камеры.


Тем не менее специалисты уверены, что настроить на пассажиров без ремней можно практически любой комплекс фотовидеофиксации. С технической точки зрения любая современная дорожная камера, которая работает, к примеру, по скорости, выделенным полосам, светофорам и так далее, способна фиксировать и непристёгнутые ремни пассажиров.

«Все комплексы фотовидеофиксации, которые сейчас распознают непристегнутых водителей, можно настроить и на распознавание непристегнутых пассажиров. В каждом конкретном регионе свое определенное количество технических средств. Так же как и в случае с водителями, непристегнутых пассажиров на первом этапе распознаёт нейросеть, но только на первом этапе. На втором этапе все фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации отсматриваются вручную. И только после этого отобранные материалы передаются инспектору ГИБДД, который принимает окончательное решение о вынесении штрафа. Если однозначно трактовать изображение не получается, его отбраковывают», — рассказывают в ассоциации производителей дорожных камер «Око».

Поскольку нарушения фиксирует нейросеть, ожидается, что чем больше снимков она обработает, тем умнее станет. А значит, будет более точно выдавать живому сотруднику данные для принятия решения о штрафе. Это должно привести к снижению числа ошибок и случаев вынесения ложных постановлений.

Но пока имеем, что имеем: камеры продолжат ошибаться, и водителям ещё долго будут во множестве приходить спорные штрафы за ремень.
8.jpg
Где водителей штрафуют за непристёгнутых пассажиров

В столичном ГИБДД рассказали, что в начале 2023 года в Москве работало всего 8 комплексов, фиксирующих непристёгнутый ремень безопасности у пассажиров ТС. Однако перспективная новинка так понравилась московским властям, что в октябре камер с данным функционалом стало уже 206.

Естественно, прорывной способ пополнения бюджетов не мог укрыться и от региональных начальников. Поэтому подобную практику готовы наперегонки внедрить в Московской области, Татарстане, Башкирии, Екатеринбурге, Дагестане, Новосибирске, Туле, Ростовской и Самарской областях. Власти других регионов с интересом присматриваются к передовой системе машинного доения.

«Интерес к теме есть во многих регионах, где у ГИБДД плохая отчетность по ДТП: они видят, что пострадавшие были без ремней и эти показатели можно было бы улучшить. При этом в Москве водители и пассажиры более дисциплинированы и в основном пристёгиваются, в регионах ремни игнорируют гораздо чаще. Там чаще ездят на менее дорогих и на менее безопасных автомобилях, там считается, что пристёгиваться не нужно. И последствия в ДТП с такими машинами гораздо серьёзнее», — делится наблюдениями за спросом вышеупомянутый Сергей Кусов.
9.jpg

Фото:drive.ru


Сознательные водители используют все средства повышения безопасности вождения. Будь как они!


Пристегнитесь, вас снимают!

Лучший способ избежать штрафа за непристёгнутые ремни безопасности — соблюдать ПДД и таки пристёгивать уже эти скучные ремни. Как водителям, так и пассажирам.

Впрочем, это не даёт гарантии, что камера различит ремень и оценит вашу покладистость. В 20% случаев штраф за ремень прилетает по ошибке, неважно, камеры или просматривающего записи ответственного лица.

За одну поездку штраф за ремень можно получить неограниченное количество раз. А оспорить кипу неправомерных постановлений можно только с железными доказательствами своей правоты.

Поэтому пристёгиваться, безусловно, нужно. Однако не лишними будут и записи поездок с внутрисалонной камеры видеорегистратора, показывающей, что все находящиеся в салоне авто люди были пристёгнуты в момент ложной фиксации нарушения ПДД.

А ещё с камеры внутри салона получаются убойные видосы с яркими эмоциями водителей и пассажиров при неожиданностях, как в подборке на видео ниже. Кстати, эти видео не только, чтобы на досуге орать с гримас друзей. Они могут пригодиться в суде для доказательства вашей невиновности, если вдруг что серьёзное случится.


В новости

ВЫГОДНО
iBOX F5 LaserScan + Внутрисалонная камера
iBOX F5 LaserScan + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО
iBOX iCON LaserVision + Внутрисалонная камера
iBOX iCON LaserVision + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО
iBOX Nova LaserVision + Внутрисалонная камера
iBOX Nova LaserVision + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО
iBOX RoadScan + Внутрисалонная камера
iBOX RoadScan + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО
iBOX RoadScan SE + Внутрисалонная камера
iBOX RoadScan SE + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО
iBOX Rover + Внутрисалонная камера
iBOX Rover + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО
iBOX Range + Внутрисалонная камера
iBOX Range + Внутрисалонная камера
ВЫГОДНО

Популярные товары