— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.
— Тот, на котором ездят, — улыбаются в ответ чиновники, бодро разрабатывая новые штрафы и ограничения за несоблюдение скоростных режимов.
Как это происходит и что теперь делать — читайте ниже.
С января по май 2023 года количество ДТП с пострадавшими увеличилось на 5,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Погибших свыше 4,6 тыс. человек, более 56 тыс. получили ранения.
Глава ГИБДД Михаил Черников утверждает, что гибель каждого четвёртого была связана с нарушением скоростного режима. Два из трёх ДТП с гибелью пешеходов произошли в городах и иных населенных пунктах. В 12,6% таких случаев пострадали дети.
Штраф с камер за превышение скорости — постоянный хит рейтинга нарушений ПДД. В прошлом году их получено более 150 млн. штук — 92% от всех выписанных штрафов. Чаще всего превышаем на 20–40 км/ч. В ГИБДД уточняют, что камеры не фиксируют превышения менее 19 км/ч, число таких превышений многократно выше.
В Госдуме сравнили данные цифры и пришли к выводу, что пора уже что-то с этим решать.
Безжалостные цифры ясно показывают, что скорость превышают “не только лишь все”. Чертовски сложно столь авантюрным натурам, как мы с вами, удержаться в рамках скоростных режимов, установленных в эпоху постгужевого транспорта.
Особенно когда опаздываешь, ограничение скорости 80, а под капотом бьют копытами 150 (а то и все 200+) лошадок. Да ещё впереди “тошнит” в крайнем левом какая-то хтонь на ржавом допотопном ведре со скоростью 60, потому что быстрее не может — развалится. Знакомая картина?
Уместно вспомнить, что в населенных пунктах для всех ТС верхний порог скорости – 60 км/ч. В жилых зонах – 20 км/ч. Вне населенных пунктов максимальная скорость: 90 км/ч для обычных дорог и 110 км/ч для автомагистралей.
Добавляем 20 км/ч допустимого превышения и получаем максимально возможную скорость до штрафа в России — 130 км/ч в самых идеальных условиях — на платной автомагистрали.
Устоит ли вольная душа перед искушением поддать газку, когда представляется такая возможность? Статистика утверждает, что даже не пытается.
Учитывая общественный запрос, мощь современных машин и состояние многих, хоть и далеко не всех, дорог, сам глава всея ГИБДД Михаил Черников неоднократно предлагал повысить порог разрешенной скорости до 150 км/ч, по крайней мере, для платных магистралей с соответствующим качеством дорожного покрытия.
Но воз и ныне там. В 2023 году скоростные режимы не изменятся.
Штрафы за среднюю скорость в России выписывали с 2013 года: если авто на определённом участке дороги превышало среднюю скорость, водитель получал штраф. На выбранном отрезке трассы работали две камеры. Первая, нередко направленная "в спину", фиксировала въезд на участок контроля, вторая — выезд с него. Если любая из них зафиксировала превышение скорости более чем на 20 км/ч, держите постановление.
Но в августе прошлого года генпрокуратура зорко подметила, что у термина «средняя скорость» отсутствует определение как в ПДД, так и в КоАП. Это позволяло успешно оспаривать постановления с камер в суде и добавляло ему бесполезной работы. Немедленно возбудившись на это, генпрокуратура наказание за среднюю скорость решительно отменила до появления чёткого определения в КоАП и ПДД.
Однако проблема не рассосалась, а даже наоборот. Поэтому партия "Справедливая Россия — За правду" ещё в прошлом году внесла в Госдуму проект поправок, которые позволят вернуть и ужесточить наказание за среднюю скорость.
Согласно этим поправкам, превышение средней скорости более чем на 20 км/ч будет наказываться штрафом в 500 руб., за превышение на 40-60 км/ч — на 1,5 тыс. руб., свыше 60 км/ч — на 5 тыс. руб. За повторное превышение до 60 км/ч — приостановка прав на год, рецидив свыше 60 км/ч — лишение прав.
Уже в октябре того же прошлого года на выставке "Дорога-2022" в Казани бывший глава ГИБДД Татарстана и действующий руководитель ГБУ "Безопасность дорожного движения" Рифкат Минниханов призвал ГИБДД вернуться к практике штрафов за среднюю скорость.
"Приостановка фиксации такого нарушения, как превышение средней скорости на конкретном участке, привела к негативным последствиям. Если ранее большинство зафиксированных превышений скорости укладывались в лимит +20-40 км/час, за которые штрафовали на 500 рублей, то теперь после ДТП мы видим на спидометрах 160-180 км/час", — сообщил Минниханов в своём выступлении.
Инициатива пришлась власти по вкусу: в ходе круглого стола в Госдуме 15 февраля 2023 года возврат штрафов за среднюю скорость был единогласно одобрен экспертами и представителями профильных министерств.
Поправки осталось утвердить Постановлением Правительства, которое ожидается со дня на день. Ибо успеть с возвратом к штрафам за среднюю скорость госслужащие намерены до 1 сентября 2023 года, когда вступает в силу целый пакет новых штрафов и ограничений для российских водителей.
Запрыгивайте в нашу телегу и будьте в курсе горячих автоновостей России. О вступлении в силу новых законов и поправок к ПДД и КоАП узнаете в числе первых.
"Чем хуже дорога, тем ниже смертность. Где ямы появились, водитель притормаживает, аккуратно едет, но так быть не должно!", — изрёк глава ГИБДД Михаил Черников на форуме "Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности".
Так что, просто не ремонтировать дороги — не выход, это понимает даже глава ГИБДД. Остаётся лишь увеличивать количество и качество средств автоматического контроля соблюдения ПДД — камер и радаров.
По словам Черникова, в стране сейчас работают почти 24 тыс. стационарных и свыше 3 тыс. передвижных комплексов фотовидеофиксации. Благодаря их использованию в 2022 году ликвидировано 1,6 тыс. аварийно-опасных участков, а за первые 5 месяцев этого года уже оформлено порядка 73,5 млн штрафов — 91,6% от всех вынесенных за этот период постановлений.
Увеличение количества камер происходит в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги", согласно которому к 2024 году количество дорожных комплексов фото- и видеофиксации во всех регионах РФ должно составлять 211% от их базового количества на момент старта проекта в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%.
Однако упомянутый выше Рифкат Минниханов отметил, что автолюбители всё чаще пользуются навигаторами и радар-детекторами, которые предупреждают о камерах на дорогах. Водители успевают притормозить перед камерой, а после — снова разогнаться. Разумеется, это бесит всех выгодополучателей темы со штрафами по показаниям дорожных камер.
Поэтому повсеместно внедряются радарные комплексы и фокусы, способные обмануть большинство современных радар-детекторов.
На радость ГИБДД и властям почти все виды, типы и модели радарных комплексов фиксируют превышения скорости — это их базовый функционал и изначальное предназначение.
Впрочем, чем современнее комплекс, тем больше видов нарушений ПДД он фиксирует. Продвинутые модели определяют до 60 нарушений, в числе которых выезд на обочину, встречку или тротуар, непристёгнутый ремень безопасности, неправильная парковка и прочее и прочее…
Однако вернёмся к теме превышения скорости, которое определяют почти все радары и комплексы фото-видеофиксации, за исключением совсем уж узкоспециализированных и экзотических моделей типа комплекса "ПАРКОН-А", созданного специально для парковок и общественного транспорта.
По принципу действия все комплексы делятся на радарные, лазерные и видеофиксации. По методу размещения — на стационарные и мобильные.
Большинство радаров на отечественных дорогах работают на эффекте Доплера — излучают высокочастотный электромагнитный сигнал и ловят его отражение. При движении частота отражённого машиной сигнала меняется. Это позволяет радару вычислить скорость и по результатам сравнения с эталонами в памяти выписать или не выписать постановление о штрафе.
Диапазоны доплеровских радаров: Х (10.525 ГГц +/- 50 МГц), Ка (34.70 ГГц +/- 1300 МГц), К (24.150 ГГц +/- 100 МГц), Ku (13.450 ГГц +/- 50 МГц). X-диапазон морально устарел, в нём работают лишь самые древние комплексы, которые, впрочем, ещё встречаются. Ка и Ku-диапазоны в России пока не сертифицированы для применения в фоторадарных комплексах.
К-диапазон базовый для радаров и камер в России. В нём работают такие комплексы, как "Стрелка" (+СТ и "Стрелка Плюс"), "Арена", "Крис-С", "Кордон", "Кречет-С", "Оскон", "Скат" и многие другие. Ибо несть им числа, и тьмы их всяких напридумывали…
Счастье водителя в том, что лишь очень крутой и редкий комплекс данного типа "стреляет" дальше 150 метров, а для подавляющего их большинства детектирование до 100 метров — предел мощности.
При этом даже самые простые и древние радар-детекторы вычисляют дорожные комплексы за 500 метров и дальше, о чём и сигналят водителю. Он успевает вовремя сбросить скорость и в очередной раз расстроить Рифката Минниханова, счастливо избежав штрафа.
Основное неудобство устаревших радар-детекторов — в ложных срабатываниях. Детекторы движения в автоматических дверях магазинов и шлагбаумах тоже работают в К-диапазоне. Как и датчики безопасности некоторых моделей авто. Например в Mercedes, выпущенном до 2018 года, такие датчики стоят в круиз-контроле, системе контроля слепых зон зеркал и системе Distronic. Все они заставляют дешёвые модели антирадаров сигналить едва ли не беспрерывно, особенно в городе.
Рано или поздно постоянные ложные срабатывания антирадара начинают бесить, и водитель снижает чувствительность устройства. Вот тут то его и подстерегает радарный комплекс, который прошляпил ослеплённый пониженными настройками радар-детектор.
Данную проблему решает технологии Signature Mode, RSF, AntiCas, фильтры X- и Z-сигнатур. Вместе они обеспечивают распознавание камер по их электронной подписи, сохранённой в памяти устройства. Одновременно сегментируются и отсекаются лишние сигналы.
Зная сигнатуры, на которые нужно срабатывать, радар-детектор сравнивает с ними входящие сигналы от камер. Если совпадение 90% — гаджет оповещает водителя. Обычно за километр-полтора до зоны действия комплекса.
Однако появляются всё новые типы радаров, каталоги сигнатур нужно постоянно обновлять. Приличные бренды радар-детекторов содержат для этого собственные команды разработчиков и регулярно выкатывают свежие обновления и прошивки.
В частности, в этом году на дорогах стали появляться новые маломощные радары 2023 года: Кордон-М, Скат-М, Кордон-Про и MultaRadar. Новый, необычный и очень слабый сигнал этих комплексов пару месяцев ставил в тупик все радар-детекторы, невзирая на стоимость и бренд.
Но лидеры рынка быстро собрались с мыслями и вместе со свежими версиями прошивок выкатили передовые устройства, легко распознающие новые системы на большом расстоянии за счёт рупорных антенн.
Встроенный в устройство металлический рупор фокусирует даже слабые и редкие сигналы от радарных комплексов на достаточно большом расстоянии в 500-800 м, что позволяет водителю с комфортом прикинуться законопослушным соблюдателем ПДД, вовремя сбросить скорость и избежать штрафа.
Отдельно стоит упомянуть так называемые безрадарные комплексы типа "Автоураган" (+ модификация MC), который определяет мгновенную скорость по видеоизображению и измеряет время перемещения авто в различных кадрах. Система работает без радарного датчика, что делает её невидимой для любых радар-детекторов.
Ещё есть "Автодория" для контроля средней скорости программно-математическим методом: исходя из расстояния между двумя камерами и времени проезда автомобиля между ними.
Единственный способ борьбы с такими системами — GPS/ГЛОНАСС-модуль и постоянно обновляемые разработчиками устройств базы.
В России бренды автоэлектроники, которые всерьёз заморачиваются мониторингом и актуализацией баз радаров и камер для пользователей, можно счесть на пальцах одной руки. Это одна из причин, по которой все они в ТОПе лидеров отечественного рынка.
Тестировалась "Автодория" в Татарстане, поэтому казанские разработчики радар-детекторов и комбо-устройств первыми успели адаптировать к ним свои гаджеты. Но с мая 2019 подобные системы года появились сначала в Подмосковье, а затем и в других регионах. Сегодня они — повседневная реальность, с которой водителю нужно считаться.
Ещё один способ подловить на нарушении скоростного режима водителя, “обмазанного” навигаторами и радар-детекторами.
Лазерные радары-дальномеры (лидары) посылают короткие импульсы узконаправленного инфракрасного лазерного луча. Их не способен уловить обычный антирадар. Излучается и принимается несколько импульсов, каждый из которых несёт информацию о расстоянии от радара до авто. Скорость вычисляется по изменению этого расстояния.
Лидары используют L-диапазон (длина волны 800-1000 нм). Некоторые модели определяют скорость на расстоянии до 1000 м, но более частый показатель 400-700 м. Наиболее распространённые на дорогах России сейчас модели лидаров — "Амата", "ЛИСД-2" (+2Ф), "Полискан", TruCam.
Впрочем, и здесь коса нашла на камень. Если в вашем радар-детекторе присутствует технология LaserScan и прошивка устройства регулярно обновляется производителем, — вы защищены и от оптических средств облегчения вашего кошелька.
Это совсем просто. Какой бы радарный комплекс ни зафиксировал превышение скорости, для оформления штрафа необходимо доказательство в виде фото или видеозаписи, скрин с которой вкладывается в "письмо счастья".
Поэтому решительно все автоматические средства фиксации нарушений ПДД либо имеют встроенную видеокамеру, либо интегрированы в единую систему с камерами по соседству.
Показания радара плюс фото или видео с доказательством отправляются в глобальную нейросеть ГИБДД "Паутина", которая не только оформляет их в единый документ, но и заодно проверяет машину на предмет предыдущих нарушений, нахождения в розыске и даже на наличие/отсутствие полиса ОСАГО.
По закону, места размещения стационарных камер публикуются на ресурсах самого ГИБДД и немедленно попадают во все навигаторы и базы, в том числе бесплатные и в мобильных приложениях. Это очень удобно для водителей, но собираемости штрафов не способствует.
Поэтому на дорогах России активно применяются мобильные версии многих из перечисленных марок фоторадарных комплексов, включая малошумные и лазерные.
Ставшие уже привычными треноги в засадах на трассах дополняются ручными системами сотрудников ГИБДД, а также комплексами, смонтированными в фургонах, в балках под "люстрами" служебных машин со спецсигналами, на общественном транспорте и в каретах скорой помощи.
Такая камера запросто может проехать в транспортном потоке рядом. Незадачливый водитель-старовер, отвергающий бортовую электронику, узнает об этом, только получив ворох штрафов.
Последние хиты мобильной штрафогенерации — фоторадарные комплексы на беспилотниках, успешно протестированные в Краснодарском крае и Татарстане. Над потенциально аварийно-опасными участками Самарской области за соблюдением ПДД регулярно следит дирижабль ГИБДД с радиусом действия около 10 км и обзорностью 360 градусов. Хорошо показывающие себя новинки масштабируются на все регионы страны.
Очевидно, что с законотворческой и технической точек зрения для ужесточения контроля за соблюдением скоростных режимов в России всё готово.
А готовы ли водители? Их, как водится, спросить забыли. Но уже понятно — бедные и жадные заплатят и за себя, и за сограждан, идущих в ногу с техническим прогрессом.
Обеспечить комфортное и спокойное вождение без постоянных штрафов сегодня может только электронный девайс, превосходящий техническими возможностями автоматические средства контроля ГИБДД.
Необязательно, но желательно, чтобы радар-детектор был совмещен с качественным видеорегистратором, чтобы не перегружать зону обзора двумя устройствами и следить за всеми показаниями на едином дисплее.
Казалось бы, рупорный радар с видеорегистратором должен быть громоздким и занимать много места. Однако это вздорное суеверие родом из прошлого десятилетия. Посмотрите, насколько компактен рупорный комбик iBOX F5 LaserScan WiFi Signature Dual и убедитесь в этом своими глазами.
Поздравляем! Теперь вы знаете всё необходимое, чтобы успешно противостоять ужесточению мер контроля превышения скорости и с комфортом избегать штрафов на дорогах России. А пользоваться этим знанием или без конца оплачивать "письма счастья" — решать вам.
Берегите себя, близких и свой автомобиль!
Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.
Simble — это сервис гибкого автострахования.
Можно оформить КАСКО на короткий период в приложении, без поездок в офис.
Выбирайте срок действия страховки самостоятельно:
Simble рассчитывает и показывает размер выплаты еще до оформления страховки.
Simble — это сервис гибкого автострахования.
Можно оформить КАСКО на короткий период в приложении, без поездок в офис.
Выбирайте срок действия страховки самостоятельно:
Simble рассчитывает и показывает размер выплаты еще до оформления страховки.