Запрещённая реальность

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.

— Тот, на котором ездят, — улыбаются в ответ чиновники, бодро разрабатывая новые штрафы и ограничения за несоблюдение скоростных режимов.

Как это происходит и что теперь делать — читайте ниже.

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.

Суть проблемы скорости для властей и ГИБДД

С января по май 2023 года количество ДТП с пострадавшими увеличилось на 5,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Погибших свыше 4,6 тыс. человек, более 56 тыс. получили ранения.

Глава ГИБДД Михаил Черников утверждает, что гибель каждого четвёртого была связана с нарушением скоростного режима. Два из трёх ДТП с гибелью пешеходов произошли в городах и иных населенных пунктах. В 12,6% таких случаев пострадали дети.

Штраф с камер за превышение скорости — постоянный хит рейтинга нарушений ПДД. В прошлом году их получено более 150 млн. штук — 92% от всех выписанных штрафов. Чаще всего превышаем на 20–40 км/ч. В ГИБДД уточняют, что камеры не фиксируют превышения менее 19 км/ч, число таких превышений многократно выше.

В Госдуме сравнили данные цифры и пришли к выводу, что пора уже что-то с этим решать.

Почему мы превышаем скорость?

Безжалостные цифры ясно показывают, что скорость превышают “не только лишь все”. Чертовски сложно столь авантюрным натурам, как мы с вами, удержаться в рамках скоростных режимов, установленных в эпоху постгужевого транспорта.

Особенно когда опаздываешь, ограничение скорости 80, а под капотом бьют копытами 150 (а то и все 200+) лошадок. Да ещё впереди “тошнит” в крайнем левом какая-то хтонь на ржавом допотопном ведре со скоростью 60, потому что быстрее не может — развалится. Знакомая картина?

Уместно вспомнить, что в населенных пунктах для всех ТС верхний порог скорости – 60 км/ч. В жилых зонах – 20 км/ч. Вне населенных пунктов максимальная скорость: 90 км/ч для обычных дорог и 110 км/ч для автомагистралей.

Добавляем 20 км/ч допустимого превышения и получаем максимально возможную скорость до штрафа в России — 130 км/ч в самых идеальных условиях — на платной автомагистрали.

Устоит ли вольная душа перед искушением поддать газку, когда представляется такая возможность? Статистика утверждает, что даже не пытается.

Учитывая общественный запрос, мощь современных машин и состояние многих, хоть и далеко не всех, дорог, сам глава всея ГИБДД Михаил Черников неоднократно предлагал повысить порог разрешенной скорости до 150 км/ч, по крайней мере, для платных магистралей с соответствующим качеством дорожного покрытия.

Но воз и ныне там. В 2023 году скоростные режимы не изменятся.

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.-2

Мера пресечения: штрафы и лишение прав

Штрафы за среднюю скорость в России выписывали с 2013 года: если авто на определённом участке дороги превышало среднюю скорость, водитель получал штраф. На выбранном отрезке трассы работали две камеры. Первая, нередко направленная "в спину", фиксировала въезд на участок контроля, вторая — выезд с него. Если любая из них зафиксировала превышение скорости более чем на 20 км/ч, держите постановление.

Но в августе прошлого года генпрокуратура зорко подметила, что у термина «средняя скорость» отсутствует определение как в ПДД, так и в КоАП. Это позволяло успешно оспаривать постановления с камер в суде и добавляло ему бесполезной работы. Немедленно возбудившись на это, генпрокуратура наказание за среднюю скорость решительно отменила до появления чёткого определения в КоАП и ПДД.

Однако проблема не рассосалась, а даже наоборот. Поэтому партия "Справедливая Россия — За правду" ещё в прошлом году внесла в Госдуму проект поправок, которые позволят вернуть и ужесточить наказание за среднюю скорость.

Согласно этим поправкам, превышение средней скорости более чем на 20 км/ч будет наказываться штрафом в 500 руб., за превышение на 40-60 км/ч — на 1,5 тыс. руб., свыше 60 км/ч — на 5 тыс. руб. За повторное превышение до 60 км/ч — приостановка прав на год, рецидив свыше 60 км/ч — лишение прав.

Уже в октябре того же прошлого года на выставке "Дорога-2022" в Казани бывший глава ГИБДД Татарстана и действующий руководитель ГБУ "Безопасность дорожного движения" Рифкат Минниханов призвал ГИБДД вернуться к практике штрафов за среднюю скорость.

"Приостановка фиксации такого нарушения, как превышение средней скорости на конкретном участке, привела к негативным последствиям. Если ранее большинство зафиксированных превышений скорости укладывались в лимит +20-40 км/час, за которые штрафовали на 500 рублей, то теперь после ДТП мы видим на спидометрах 160-180 км/час", — сообщил Минниханов в своём выступлении.

Инициатива пришлась власти по вкусу: в ходе круглого стола в Госдуме 15 февраля 2023 года возврат штрафов за среднюю скорость был единогласно одобрен экспертами и представителями профильных министерств.

Поправки осталось утвердить Постановлением Правительства, которое ожидается со дня на день. Ибо успеть с возвратом к штрафам за среднюю скорость госслужащие намерены до 1 сентября 2023 года, когда вступает в силу целый пакет новых штрафов и ограничений для российских водителей.

Запрыгивайте в нашу телегу и будьте в курсе горячих автоновостей России. О вступлении в силу новых законов и поправок к ПДД и КоАП узнаете в числе первых.

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.-3

Средства контроля: нужно больше камер

"Чем хуже дорога, тем ниже смертность. Где ямы появились, водитель притормаживает, аккуратно едет, но так быть не должно!", — изрёк глава ГИБДД Михаил Черников на форуме "Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности".

Так что, просто не ремонтировать дороги — не выход, это понимает даже глава ГИБДД. Остаётся лишь увеличивать количество и качество средств автоматического контроля соблюдения ПДД — камер и радаров.

По словам Черникова, в стране сейчас работают почти 24 тыс. стационарных и свыше 3 тыс. передвижных комплексов фотовидеофиксации. Благодаря их использованию в 2022 году ликвидировано 1,6 тыс. аварийно-опасных участков, а за первые 5 месяцев этого года уже оформлено порядка 73,5 млн штрафов — 91,6% от всех вынесенных за этот период постановлений.

Увеличение количества камер происходит в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги", согласно которому к 2024 году количество дорожных комплексов фото- и видеофиксации во всех регионах РФ должно составлять 211% от их базового количества на момент старта проекта в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%.

Однако упомянутый выше Рифкат Минниханов отметил, что автолюбители всё чаще пользуются навигаторами и радар-детекторами, которые предупреждают о камерах на дорогах. Водители успевают притормозить перед камерой, а после — снова разогнаться. Разумеется, это бесит всех выгодополучателей темы со штрафами по показаниям дорожных камер.

Поэтому повсеместно внедряются радарные комплексы и фокусы, способные обмануть большинство современных радар-детекторов.

Фото Freepik.
Фото Freepik.

Гонка вооружений: комплексы ГИБДД VS радар-детекторы

На радость ГИБДД и властям почти все виды, типы и модели радарных комплексов фиксируют превышения скорости — это их базовый функционал и изначальное предназначение.

Впрочем, чем современнее комплекс, тем больше видов нарушений ПДД он фиксирует. Продвинутые модели определяют до 60 нарушений, в числе которых выезд на обочину, встречку или тротуар, непристёгнутый ремень безопасности, неправильная парковка и прочее и прочее…

Однако вернёмся к теме превышения скорости, которое определяют почти все радары и комплексы фото-видеофиксации, за исключением совсем уж узкоспециализированных и экзотических моделей типа комплекса "ПАРКОН-А", созданного специально для парковок и общественного транспорта.

По принципу действия все комплексы делятся на радарные, лазерные и видеофиксации. По методу размещения — на стационарные и мобильные.

Доплеровские радары

Большинство радаров на отечественных дорогах работают на эффекте Доплера — излучают высокочастотный электромагнитный сигнал и ловят его отражение. При движении частота отражённого машиной сигнала меняется. Это позволяет радару вычислить скорость и по результатам сравнения с эталонами в памяти выписать или не выписать постановление о штрафе.

Диапазоны доплеровских радаров: Х (10.525 ГГц +/- 50 МГц), Ка (34.70 ГГц +/- 1300 МГц), К (24.150 ГГц +/- 100 МГц), Ku (13.450 ГГц +/- 50 МГц). X-диапазон морально устарел, в нём работают лишь самые древние комплексы, которые, впрочем, ещё встречаются. Ка и Ku-диапазоны в России пока не сертифицированы для применения в фоторадарных комплексах.

К-диапазон базовый для радаров и камер в России. В нём работают такие комплексы, как "Стрелка" (+СТ и "Стрелка Плюс"), "Арена", "Крис-С", "Кордон", "Кречет-С", "Оскон", "Скат" и многие другие. Ибо несть им числа, и тьмы их всяких напридумывали…

Счастье водителя в том, что лишь очень крутой и редкий комплекс данного типа "стреляет" дальше 150 метров, а для подавляющего их большинства детектирование до 100 метров — предел мощности.

При этом даже самые простые и древние радар-детекторы вычисляют дорожные комплексы за 500 метров и дальше, о чём и сигналят водителю. Он успевает вовремя сбросить скорость и в очередной раз расстроить Рифката Минниханова, счастливо избежав штрафа.

Основное неудобство устаревших радар-детекторов — в ложных срабатываниях. Детекторы движения в автоматических дверях магазинов и шлагбаумах тоже работают в К-диапазоне. Как и датчики безопасности некоторых моделей авто. Например в Mercedes, выпущенном до 2018 года, такие датчики стоят в круиз-контроле, системе контроля слепых зон зеркал и системе Distronic. Все они заставляют дешёвые модели антирадаров сигналить едва ли не беспрерывно, особенно в городе.

Рано или поздно постоянные ложные срабатывания антирадара начинают бесить, и водитель снижает чувствительность устройства. Вот тут то его и подстерегает радарный комплекс, который прошляпил ослеплённый пониженными настройками радар-детектор.

Данную проблему решает технологии Signature Mode, RSF, AntiCas, фильтры X- и Z-сигнатур. Вместе они обеспечивают распознавание камер по их электронной подписи, сохранённой в памяти устройства. Одновременно сегментируются и отсекаются лишние сигналы.

Зная сигнатуры, на которые нужно срабатывать, радар-детектор сравнивает с ними входящие сигналы от камер. Если совпадение 90% — гаджет оповещает водителя. Обычно за километр-полтора до зоны действия комплекса.

Сверхдальнобойный рупорный комбик iBOX F5 LaserScan WiFi Signature Dual бдительно оберегает ваш бюджет от штрафов за превышение скорости.
 Сверхдальнобойный рупорный комбик iBOX F5 LaserScan WiFi Signature Dual бдительно оберегает ваш бюджет от штрафов за превышение скорости.


Однако появляются всё новые типы радаров, каталоги сигнатур нужно постоянно обновлять. Приличные бренды радар-детекторов содержат для этого собственные команды разработчиков и регулярно выкатывают свежие обновления и прошивки.

В частности, в этом году на дорогах стали появляться новые маломощные радары 2023 года: Кордон-М, Скат-М, Кордон-Про и MultaRadar. Новый, необычный и очень слабый сигнал этих комплексов пару месяцев ставил в тупик все радар-детекторы, невзирая на стоимость и бренд.

Но лидеры рынка быстро собрались с мыслями и вместе со свежими версиями прошивок выкатили передовые устройства, легко распознающие новые системы на большом расстоянии за счёт рупорных антенн.

Рупор поверх микросхемы — лайфхак от разработчиков радар-детекторов для определения большинства комплексов ГИБДД на достаточной для манёвра дистанции.
Рупор поверх микросхемы — лайфхак от разработчиков радар-детекторов для определения большинства комплексов ГИБДД на достаточной для манёвра дистанции.


Встроенный в устройство металлический рупор фокусирует даже слабые и редкие сигналы от радарных комплексов на достаточно большом расстоянии в 500-800 м, что позволяет водителю с комфортом прикинуться законопослушным соблюдателем ПДД, вовремя сбросить скорость и избежать штрафа.

Отдельно стоит упомянуть так называемые безрадарные комплексы типа "Автоураган" (+ модификация MC), который определяет мгновенную скорость по видеоизображению и измеряет время перемещения авто в различных кадрах. Система работает без радарного датчика, что делает её невидимой для любых радар-детекторов.

Ещё есть "Автодория" для контроля средней скорости программно-математическим методом: исходя из расстояния между двумя камерами и времени проезда автомобиля между ними.

Единственный способ борьбы с такими системами — GPS/ГЛОНАСС-модуль и постоянно обновляемые разработчиками устройств базы.

В России бренды автоэлектроники, которые всерьёз заморачиваются мониторингом и актуализацией баз радаров и камер для пользователей, можно счесть на пальцах одной руки. Это одна из причин, по которой все они в ТОПе лидеров отечественного рынка.

Тестировалась "Автодория" в Татарстане, поэтому казанские разработчики радар-детекторов и комбо-устройств первыми успели адаптировать к ним свои гаджеты. Но с мая 2019 подобные системы года появились сначала в Подмосковье, а затем и в других регионах. Сегодня они — повседневная реальность, с которой водителю нужно считаться.

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.-7

Лидары

Ещё один способ подловить на нарушении скоростного режима водителя, “обмазанного” навигаторами и радар-детекторами.

Лазерные радары-дальномеры (лидары) посылают короткие импульсы узконаправленного инфракрасного лазерного луча. Их не способен уловить обычный антирадар. Излучается и принимается несколько импульсов, каждый из которых несёт информацию о расстоянии от радара до авто. Скорость вычисляется по изменению этого расстояния.

Лидары используют L-диапазон (длина волны 800-1000 нм). Некоторые модели определяют скорость на расстоянии до 1000 м, но более частый показатель 400-700 м. Наиболее распространённые на дорогах России сейчас модели лидаров — "Амата", "ЛИСД-2" (+2Ф), "Полискан", TruCam.

Впрочем, и здесь коса нашла на камень. Если в вашем радар-детекторе присутствует технология LaserScan и прошивка устройства регулярно обновляется производителем, — вы защищены и от оптических средств облегчения вашего кошелька.

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.-8

Фотовидеофиксация

Это совсем просто. Какой бы радарный комплекс ни зафиксировал превышение скорости, для оформления штрафа необходимо доказательство в виде фото или видеозаписи, скрин с которой вкладывается в "письмо счастья".

Поэтому решительно все автоматические средства фиксации нарушений ПДД либо имеют встроенную видеокамеру, либо интегрированы в единую систему с камерами по соседству.

Показания радара плюс фото или видео с доказательством отправляются в глобальную нейросеть ГИБДД "Паутина", которая не только оформляет их в единый документ, но и заодно проверяет машину на предмет предыдущих нарушений, нахождения в розыске и даже на наличие/отсутствие полиса ОСАГО.

Фото: 3dnews.ru.
Фото: 3dnews.ru.

Мобильные и переносные комплексы

По закону, места размещения стационарных камер публикуются на ресурсах самого ГИБДД и немедленно попадают во все навигаторы и базы, в том числе бесплатные и в мобильных приложениях. Это очень удобно для водителей, но собираемости штрафов не способствует.

Поэтому на дорогах России активно применяются мобильные версии многих из перечисленных марок фоторадарных комплексов, включая малошумные и лазерные.

Ставшие уже привычными треноги в засадах на трассах дополняются ручными системами сотрудников ГИБДД, а также комплексами, смонтированными в фургонах, в балках под "люстрами" служебных машин со спецсигналами, на общественном транспорте и в каретах скорой помощи.

Такая камера запросто может проехать в транспортном потоке рядом. Незадачливый водитель-старовер, отвергающий бортовую электронику, узнает об этом, только получив ворох штрафов.

Последние хиты мобильной штрафогенерации — фоторадарные комплексы на беспилотниках, успешно протестированные в Краснодарском крае и Татарстане. Над потенциально аварийно-опасными участками Самарской области за соблюдением ПДД регулярно следит дирижабль ГИБДД с радиусом действия около 10 км и обзорностью 360 градусов. Хорошо показывающие себя новинки масштабируются на все регионы страны.

— Какой русский не любит быстрой езды? — вслед за классиком вопрошают российские водители, у которых штраф за превышение скорости ежегодно лидирует по популярности.-10

Современные проблемы требуют адекватных решений

Очевидно, что с законотворческой и технической точек зрения для ужесточения контроля за соблюдением скоростных режимов в России всё готово.

А готовы ли водители? Их, как водится, спросить забыли. Но уже понятно — бедные и жадные заплатят и за себя, и за сограждан, идущих в ногу с техническим прогрессом.

Обеспечить комфортное и спокойное вождение без постоянных штрафов сегодня может только электронный девайс, превосходящий техническими возможностями автоматические средства контроля ГИБДД.

Каким должен быть ваш радар-детектор в 2023 году

  • Поддерживать сигнатурные методы детектирования, чтобы не утомлять ложными сигналами, но безошибочно и заблаговременно определять важные.
  • Легко и издалека обнаруживать работу современных маломощных радаров.
  • Предупреждать о дальнобойных лазерных радарах задолго до зоны их действия.
  • Поддерживать и постоянно обновлять GPS/ГЛОНАСС базу с координатами безрадарных и мобильных комплексов.
  • Иметь WiFi-модуль для оперативного обновления прошивки и базы устройства через смартфон.

Необязательно, но желательно, чтобы радар-детектор был совмещен с качественным видеорегистратором, чтобы не перегружать зону обзора двумя устройствами и следить за всеми показаниями на едином дисплее.

Казалось бы, рупорный радар с видеорегистратором должен быть громоздким и занимать много места. Однако это вздорное суеверие родом из прошлого десятилетия. Посмотрите, насколько компактен рупорный комбик iBOX F5 LaserScan WiFi Signature Dual и убедитесь в этом своими глазами.

Поздравляем! Теперь вы знаете всё необходимое, чтобы успешно противостоять ужесточению мер контроля превышения скорости и с комфортом избегать штрафов на дорогах России. А пользоваться этим знанием или без конца оплачивать "письма счастья" — решать вам.

Берегите себя, близких и свой автомобиль!

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

В новости

iBOX F5 LaserScan
iBOX F5 LaserScan

Популярные товары