Автомобильные гаджеты — один из компонентов, обеспечивающих безопасность и комфорт во
время поездки. Эта статья посвящена гибридам — наиболее функциональным и практичным устройствам, совмещающим возможности видеорегистратора и радар-детектора.
Для ответа на конкретный вопрос используйте интерактивное оглавление и переходите сразу к нужной теме.
Аудио-визуалы, предпочитающие видеоконтент, могут оценить все преимущества комбо-устройств в видеообзоре самого передового и многофункционального гибрида на отечественном рынке 2024 года.
А вдумчивым читателям предлагаем налить чего-нибудь бодрящего, ибо вас ждет подробный рассказ о всех деталях, функциях и особенностях современных гибридов. Итак, поехали.
Цифровое устройство — верный помощник водителя и страховка на дороге. Автомобильный видеорегистратор помогает избежать автоподстав и мошенничества, пресечь неадекватную реакцию инспектора ГИБДД и предоставить видеодоказательство невиновности при ДТП.
А радар-детектор позволяет вовремя сориентироваться в непростой дорожной ситуации и соблюдать скоростной режим, не получая штрафов с камер или лично от инспекторов ГИБДД.
Удобное техническое решение — комбо-устройство, которое, по сути, является гибридом видеорегистратора и радар-детектора.
Напомним, что стандартный видеорегистратор записывает видео всего, что происходит перед капотом машины. У него могут быть и другие опции, среди которых чаще всего встречается дополнительная камера (салонная или заднего вида) и g-cенсор или акселерометр, который сохраняет файл в случае ДТП, удара, резкого торможения и т.д.
Но все-таки главное дело регистратора – писать видео, желательно в разрешении не менее Full HD, чтобы его качество не вызвало вопросов у группы разбора ДТП ГИБДД и суда.
А радар-детектор — это прибор, необходимый для обнаружения полицейских радаров и лидаров, стоящих на страже соблюдения ПДД. Неизлучающие или оптические камеры распознает по обновляемой базе данных GPS-информатор, интегрированный в корпус радар-детектора.
Зачем нужно комбо-устройство, если водитель может купить отдельно регистратор и радар-детектор? Дело в том, что современный автомобильный гибрид имеет существенные преимущества перед двумя отдельными устройствами:
Сначала автомобилисту необходимо понять, нужно ли ему устройство 3-в-1 или 2-в-1? Что означают эти цифры?
3-в-1 (три в одном), это совокупность в комбо-устройстве трех приборов — радар-детектора, видеорегистратора и GPS-информатора, который тоже принято считать отдельным устройством.
В случае c 2-в-1 (два в одном) в гибриде будут совмещены лишь два устройства из трех.
Кроме того, водителю нужно изучить техническую начинку гибрида, чтобы понять какие модели подойдут для его нужд.
Качественная съемка видео комбо-устройством зависит от множества элементов, а именно:
Матрица — это микросхема, что находится сразу за объективом комбо-устройства. На поверхности матрицы расположены пиксели — элементы, чувствительные к свету.
Пиксели обычно имеют квадратную форму и так малы, что глаз человека воспринимает их как точку. Кроме того, пиксели монохромны и для получения цветного изображения применяются специальные фильтры, например мозаичный, который делит сенсор на субпиксели зеленого, красного и синего цветов.
Матрица ловит поток света, который проходит через линзы объектива и преобразует его в цифровой сигнал, который идет в процессор.
Матрица комбо-устройства имеет множество параметров: технология производства, физический размер, тип, размер пикселя, ISO (светочувствительность).
Светочувствительность матрицы имеет прямую зависимость от размера пикселя: чем больше пиксель, тем больше света он может уловить.
Разрешение — это величина, определяющая количество пикселей.
Разрешение матрицы измеряется в мегапикселях. Мегапиксель — это 1 000 000 пикселей (1000х1000 пикселей).
Сегодня оптимальным для комбо-устройства считается разрешение Full HD (1920 x 1080 пикселей). Если перемножить: 1920*1080=2 073 600 пиксели, мы получим разрешение матрицы в 2 Мп.
Выбирать матрицы с меньшим разрешением не имеет смысла.
Имеет ли смысл рассматривать матрицы с большим разрешением?
Да, если объектив и процессор технически соответствуют разрешению матрицы и смогут записать его на карту памяти. Особенно это относится к все более популярным комбо-устройствам с разрешениями 2K/Quad HD (2560 x 1440) и 4K/Ultra HD (3840 x 2160).
Четкость картинки и плавность видео определяется количеством кадров в секунду. Оптимальным для видеофиксации считается 30 к/с. Впрочем, 60 к/с делает видео более плавным и детализированным, что позволяет различить номер встречного авто в движении на изменяющихся пейзажах. Однако слишком большая частота съемки приведет к тому, что карта памяти комбо-устройства быстро заполнится.
Объектив видеорегистратора ловит и направляет световой поток так, чтобы на матрицу попало максимально контрастное и четкое изображение. Делается это с помощью системы линз объектива, которых в гибридном устройстве обычно от 3 до 8.
Основная линза размещена в лицевой части объектива, она как раз и собирает световые лучи. За основной линзой располагаются другие линзы, которые отвечают за правильное преломление света. В итоге линзы работают как единая система, основная цель которой сформировать на матрице максимально четкое изображение без искажений.
Линзы разделены воздушным пространством или склеены. Для точной установки линз и защиты от негативных климатических и механических воздействий используются оправы, для регулировки количества света, который попадает на матрицу, применяют диафрагмы и светофильтры.
Главный параметр, который должен учесть водитель, при выборе линз — материал из которого они сделаны. Стеклянные линзы — лучший выбор!
Линзы бывают стеклянные и пластиковые (полимерные).
Даже в бюджетном сегменте гибридных устройств имеет смысл брать прибор со стеклянными линзами, поскольку стекло для изготовления линз — идеально прозрачно и отполировано для минимизации искажений.
Полимерные (пластиковые) линзы дешевле стеклянных, но они быстро мутнеют и желтеют под воздействием ультрафиолета, что сказывается на качестве получаемого изображения.
Горизонтальный угол обзора влияет на то, какое окружающее автомобиль пространство будет охвачено объективом камеры и попадет на видеозапись и экран устройства.
На угол обзора влияют объектив, программное обеспечение, матрица и процессор гибрида. Оптимальный угол составляет 120-150 градусов, но хорошая техническая начинка комбо-устройства позволит получить картинку без эффекта «рыбьего глаза» даже с углом обзора в 170 градусов и более.
При выборе комбо-устройства имеет смысл проявить интерес к функциям программного улучшения изображения, таким как HDR и WDR, SNV. Эти функции помогают улучшить картинку, которая выводится на дисплей гибрида в сложных для съемки видео условиях: при въезде и выезде из туннеля или подземной парковки, ночью, при ярком солнце или в тумане.
Это две функции постобработки видео, которые делают изображение равномерно освещенным за счет программной начинки или «железа» комбо-устройств.
Обе функции работают с динамическим диапазоном матрицы.
Динамический диапазон матрицы — разница между наиболее ярким и наиболее темным объектами в кадре. Другими словами — способность записывать контрастное изображение без засветов и слишком темных участков. Измеряется динамический диапазон в децибелах (dB). И чем выше этот показатель, тем лучше для съемки видео с применением функций HDR и WDR.
Обе функции работают по очень похожему принципу: финальное изображение является совмещением кадров с разной экспозицией.
В чём отличия функций HDR и WDR?
HDR (High Dynamic Range) — высокий динамический диапазон, использует матрицы гибридных устройств с динамическим диапазоном до 70 dB и опирается, в основном, на работу программного обеспечения.
WDR (Wide Dynamic Range) — расширенный динамический диапазон использует матрицы гибридных устройств с динамическим диапазоном от 100 dB и опирается, в основном, на аппаратные возможности гибрида.
Что лучше, HDR или WDR, однозначно сказать нельзя.
Обе функции полностью привязаны к техническим и программным возможностям моделей разных поколений комбо-устройств, и их реализация зависит от связки матрица-процессор. Если что-то из этой пары не тянет или программное обеспечение работает не корректно, то не будет никакой полноценной дополнительной постобработки видео, не важно с помощью HDR или WDR.
На сегодняшний день аппаратные возможности гибридных устройств растут, и функция WDR получает большее распространение.
Если выбирать модели комбо-устройства с HDR или WDR с примерно равными техническими характеристиками, имеет смысл посмотреть примеры видеозаписей на этих гаджетах в условиях резкой смены освещения (при въезде и выезде из туннеля или подземной парковки).
SNV (Super Night Vision) — особая функция съемки видео ночью, в сумерках или при плохой освещенности. С помощью этого режима корректируется яркость и устраняются ночные шумы на видео. SNV опирается на аппаратные возможности гибрида, большей частью на работу матрицы.
CPL-фильтр или поляризационный фильтр — оптическое устройство, которое отсекает лишний отраженный свет, тем самым выравнивая яркость картинки и подавляя нежелательные отражения и блики.
Отражения в кадре порой настолько мешают восприятию видео, что зритель не может распознать важную информацию, например, номер автомобиля или дорожную разметку.
На помощь приходит CPL-фильтр, предотвращающий появление на изображении таких дефектов как засвет, блики, отражения и способствовать усилению контрастности и насыщенности цветов.
CPL-фильтр как отдельное устройство (линза) работает намного мощнее стандартных поляризационных покрытий, которыми оснащают линзы комбо-устройства. Кроме того, в отличие от поляризационных пленок, CPL-фильтр можно настроить под свои условия съемки.
Процессор отвечает за обработку информации, это своего рода «мозг» комбо-устройства. Процессор исполняет программный код гибрида.
Совмещение в комбо-устройстве функций видеорегистратора, радар-детектора и GPS-информатора требует наличия высокопроизводительного процессора.
Кроме того, стабильность работы и производительность процессора непосредственно влияют на качество получаемого видео и такой функционал гибрида как: HDR и WDR, SNV, GPS, Wi-Fi и т.д.
Матрица комбо-устройства может быть очень навороченной и многофункциональной, но, если ей не соответствуют программное обеспечение и производительность чипа процессора, матрица не сможет реализовать свои преимущества.
Важен баланс, когда в связке с хорошей камерой видеорегистратора и отдельным собственным процессором радар-детектора идет соответствующий им по техническим параметрам процессор матрицы.
Дисплей — обязательная часть устройства гибрида. Однако необходим дисплей не для постоянного наблюдения за изображением, что может отвлечь водителя, а для изменения настроек гибрида и отслеживания информации о камерах.
Различаются дисплеи по диагонали и типу матрицы. В среднем диагональ дисплея в гибриде находится в пределах 2-3 дюймов (в форм-факторе “зеркало” от 7 до 11,26 дюймов). Этого вполне достаточно, чтобы водителю было удобно отслеживать всю нужную информацию. Большую диагональ имеет смысл выбирать, только если ваши предпочтения сильно отличаются от стандартных.
В дисплеях гибридов используют жидкокристаллические матрицы двух типов: TN и IPS.
ТN (Twisted Nematic) матрица — кристаллы выстраиваются под углом в 90 градусов и поворачиваются при подаче электрического сигнала на матрицу, изменяя пропускание света.
IPS (In-Plane Switching) матрица — кристаллы выстраиваются параллельно друг другу, плюс есть слои стекол. Когда электрический сигнал попадает на матрицу, кристаллы не поворачиваются, а меняют свою ориентацию, тем самым изменяя пропускание света.
Для ТN-матрицы характерны быстрый отклик, низкий уровень контрастности, ограниченный угол обзора, искажение цветов при наблюдении сбоку или сверху, неправильная передача черного цвета — он может выглядеть серым. Плюс такой матрицы – цена.
IPS-матрицы отличают высокий уровень контрастности, отличная цветопередача, широкий угол обзора, но и цена выше.
У современных комбо-устройств есть слот для внешних карт памяти формата microSD, однако сами карты, как правило, в комплект комбо-устройств не входят и покупаются отдельно.
При выборе карты памяти для гибрида важно учитывать два параметра: класс скорости и объем памяти.
Speed Class — самый простой или “базовый” класс скорости карт обозначается литерой «C» и, в зависимости от подкласса (С2-С10) поддерживает скорость от 2 до 10 Мб/с.
UHS Speed Class (Ultra-High Speed Class) — поддерживает ряд функций профессиональных камер, обозначается символом «U» и делится на два подкласса: U1 с минимальной скоростью записи 10 Мб/с и U3 с тем же параметром 30Мб/с.
Video Speed Class — оптимален для видеорегистраторов и комбо-устройств, поскольку поддерживает видео высокого разрешения 4K и 8K, а также разбивку на несколько видеопотоков с двух и более камер, съемку 360 градусов и VR-технологии. Обозначается символом «V» и делится на пять подклассов (V6, V10, V30, V60, V90) с соответствующей минимальной скоростью записи от 6 до 90 Мб/с.
Оптимальный для конкретного комбо-устройства класс и минимальная скорость карты памяти обычно указаны на упаковке гибрида, во вложенной инструкции и в описании устройства на сайте производителя или поставщика.
Впрочем, в качестве ориентира можно запомнить, что минимальные параметры карт памяти для гибридов, пишущих видео в Full HD — не ниже 10 и с объемом памяти не ниже 32 Гб. А для гибридов, записывающих видео в 4К, необходим класс скорости минимум U3 (30 Мбит/c) и объем памяти от 100 Гб.
Однако, если есть возможность, выбирайте для комбо-устройств карты Video Speed Class (V) с максимальным объемом памяти.
Практически у всех современных комбо-устройств есть функция беспроводной передачи данных по Wi-Fi и работающее с ней фирменное приложение, которое предоставляет водителю доступ к записанным файлам. Приложение дает возможность обновить GPS карту радаров (наилучший вариант — ежедневные обновления, но вполне приемлемо получать обновления и еженедельно).
Многоканальные комбо-устройства дают возможность подключить дополнительную камеру — это плюс одна зона обзора для лучшего контроля ситуации.
Камеру заднего вида часто устанавливают водители, которые неуверенно чувствуют себя при парковке задом. Также эта камера популярна среди водителей фур и грузовиков.
Внутрисалонная камера необходима, когда нужно следить за ситуацией в салоне, что особенно актуально для таксистов, водителей общественного транспорта, а также для автовладельцев, перевозящих в салоне детей или животных.
Существуют специальные, часто интегрированные в систему электрики авто модели видеорегистраторов с тремя камерами: основная (фронтальная), внутрисалонная и внешняя. Однако в комбо-устройствах такое разделение видеопотоков сегодня не применяется.
В комбо-устройство встроен GPS-модуль, который определяет координаты автомобиля по сигналам от спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС/BeiDou. В память GPS-модуля регулярно загружаются базы данных оптических камер, радаров и постов ДПС, как стационарных, так и мобильных. Модуль в режиме реального времени определяет свое местоположение и сопоставляет его с координатами вышеперечисленных объектов из баз данных.
Как только автомобиль подъезжает к объекту из базы данных, радар-детектор оповещает об этом водителя.
Удобный вариант работы GPS-модуля, когда водитель получает оперативную информацию и обновления баз данных прямо на телефон через WiFi.
В радар-детекторах в составе комбо-устройств для улавливания радиосигналов используют антенны двух типов — рупорные и патч.
Рупорные антенны сделаны в форме металлического рупора, за счет которого достигается повышенная дальность и точность определения камер, а также несколько больший размер,.
Патч-антенна (фазированная решетка) сделана как плоские металлические лепестки, которые закреплены на определенном расстоянии параллельно пластине заземления. Патч-антенна компактна и имеет меньшую, чем рупорная антенна, дальность работы, если она специально не усилена с помощью программного обеспечения.
Радар-детекторы в составе гибридов работают в следующих диапазонах радиочастот:
Х-диапазон (10,500-10,550 ГГц) — с 2012 года официально выведен из использования в России.
К-диапазон (24,050- 24,250 ГГц) — самый распространенный в России диапазон.
Ка-диапазон (33,400-36,000 ГГц) — относительно новый и один из самых сложных в обнаружении диапазонов.
Современные радары-детекторы имеют в своем составе приемник лазерного излучения и даже не один. Приемный модуль лазерного излучения принимает лазерное излучение в диапазоне 800-1100 нм., т.е. в диапазоне излучения полицейских лидаров, таких как «Амата», «Лисд-2Ф», «Полискан» и т.д.
Low Noise Amplifier — малошумный усилитель, который ловит и усиливает слабые радиосигналы перед обработкой. Главная функция LNA — уменьшение сопутствующего шума и усиление слабого сигнала, с целью повышения чувствительности модуля радар-детектора в комбо-устройстве. Большую роль технология LNA играет в гибридах с патч-антеннами, помогая добиться большей дальности и точности определения камер и радаров.
Имеет смысл разобраться отдельно с режимами работы устройств, входящих в состав гибрида.
Регистратор может писать видео в режиме непрерывной записи и циклической.
Непрерывная запись сегодня используется редко, поскольку перегружает память устройства большим объемом “пустых” кадров, когда ничего важного не происходит. Кроме того, сложно найти нужное место на записи, не просматривая ее целиком.
Более распространена циклическая запись видео “по кругу” с опцией создания небольших роликов. Циклическая запись экономит ресурс карты памяти и удобна при поиске конкретного ролика, так как все ролики имеют в названии дату и время своего создания.
В условиях города, где обилие сигналов от автоматических шлагбаумов и дверей магазинов создает технологический шум, пользователь радар-детектора может столкнуться с ложными срабатываниями гаджета.
Чтобы избежать ошибок и не заставлять водителя дергаться от непрерывных сообщений, современные радар-детекторы могут работать в режимах «Трасса» и «Город».
Режим «Трасса» реализует максимальную чувствительность радар-детектора, так как на магистралях ложные срабатывания минимальны, а вот вовремя обнаружить полицейский радар/лидар и успеть снизить скорость — первоочередная задача.
Режим «Город» понижает чувствительность радар-детектора, чтобы городская среда не забила прибор массой ложных срабатываний. В некоторых устройствах есть разновидности этого режима — «Город 1» и «Город 2» с возможностью настроить чувствительность своего гаджета по определенным диапазонам частот.
В заключение стоит сказать, что в продвинутых комбо-устройствах можно включить “СМАРТ”- режим, который в зависимости от дорожной обстановки будет сам выбирать чувствительность радар-детектора.
Наиболее эффективная в настоящее время технология отсекания ложных срабатываний радар-детектора гибрида.
Суть технологии фильтрации в запоминании сигнатуры полицейского радара или лидара. Сигнатура — это набор данных устройства: амплитуда, частота импульсов, количество импульсов в единицу времени и прочие характеристики. Сигнатуры уникальны для разных типов камер, это своего рода цифровые подписи.
В памяти радар-детектора хранится целая «библиотека» таких «подписей» или сигнатур. При улавливании сигнала детектор прогоняет его через «библиотеку» в поисках нужной сигнатуры. Если не находит, то игнорирует сигнал, а значит, не происходит ложное срабатывание гаджета.
Для лучшего распознавания сигналов в память гибрида загружают сигнатуры от раздвижных дверей, датчиков слепых зон на автомобилях, заправок и т.п. объектов.
Комбо-устройства с технологией LTV помогают модулю радара-детектора выявлять лидары и маломощные полицейские радары.
LTV — составная технология на стыке метода усиления слабых сигналов (ADR iLogic) и сигнатурной технологии.
Модуль ADR iLogiс работает с отраженными от различных объектов радио- и лазерными излучениями, увеличивая мощность пойманных сигналов.
Затем радар-детектор сравнивает сигнал и сигнатуры из библиотеки устройства и отсекает ложные срабатывания.
Во включенном состоянии комбо-устройство питается или от прикуривателя авто или от бортовой электросети автомобиля. Однако на случай экстренного отключения питания гибрид обычно имеет собственный запас энергии — аккумулятор или суперконденсатор. Суперконденсатор — лучше аккумулятора, так как не боится перепада температур и его заряда хватает, чтобы корректно закончить запись.
Крепление гибрида должно быть надежным и удобным для использования, желательно быстросъемным и с возможностью вращения по горизонтали и вертикали.
Существуют следующие варианты крепежа:
Вакуумная присоска для установки гибрида на лобовое стекло или торпедо (устройство можно легко переставить на новое место)
3М-липучка или крепление кронштейна на двусторонний скотч — меньше присоски и в среднем надежнее держит устройство, но не получится постоянно переставлять гибрид на разные места.
Магнитное крепление — состоит из двух разнополярных магнитов в кронштейне крепления и корпусе гибрида.
Поворотный кронштейн — наиболее удобен, если надо поворачивать гибрид.
Питание в крепеже — кабель питания подключается к креплению, а не гибриду, что эргономично (провода не болтаются) и позволяет быстро снять/установить гибрид без расстыковки/стыковки разъемов.
1.Определитесь, вам нужно устройство 3-в-1 или 2-в-1.
2.Выбирайте гибрид, который пишет качественное видео, желательно в разрешении не менее Full HD.
3.Стеклянные линзы — лучший выбор для объектива гибрида.
4.Оптимальный угол обзора объектива гибрида 120-150 градусов.
5. Выбирайте гибриды с опциями программного и аппаратного улучшения изображения (HDR, WDR, SNV).
6.Если вас беспокоят блики и отражения, имеет смысл приобрести CPL-фильтр.
7.IPS (In-Plane Switching) матрица – лучший вариант для дисплея гибрида.
8.Оптимальный для конкретного комбо-устройства класс и минимальная скорость карты памяти обычно указаны на упаковке устройства, но для передовых гибридов сегодня оптимально подходят карты класса Video Speed Class (V) с максимальным объемом памяти
9. Выбирайте гибрид с максимально частыми обновлениями баз данных GPS-информатора (в идеале – ежедневными).
10.Если вы любите гонять по трассе, то вам скорее подойдут гибриды с рупорной антенной, а если ваш стиль вождения довольно осторожный – гибриды с патч-антеннами.
11.Выбирайте гибриды с максимально возможным диапазоном рабочих частот: X, Ka, Ku и L (лазер).
12.Выбирайте гибриды с рабочими режимами «Трасса», «Город», а также гаджеты применяющие технологии LTV и сигнатурную фильтрацию, что исключит ложные срабатывания вашего устройства.
13.В зависимости от ваших конкретных задач выбирайте комбо-устройства с дополнительной камерой (внутрисалонной или заднего вида).
14.Проверьте, чтобы в комбо-устройстве была опция обновления баз данных камер через Wi-Fi и собственное мобильное приложение от производителя.
15.Выбирайте комбо-устройство с тем типом крепления, которое отвечает вашим личным предпочтениям и обеспечивает максимальную обзорность дороги.
16.В зависимости от личных предпочтений выбирайте тип комбо-устройства в стандартном форм-факторе или в виде зеркала заднего вида.
Надеемся, эта статья помогла вам выбрать комбо-устройство, максимально отвечающее вашим запросам. Выбирайте лучшие гибриды для своего автомобиля и путешествуйте с комфортом!